В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг. Подробная информация размещена на сайте ФГБНУ «ФИПИ».
- Структура закрытого банка тем итогового сочинения
- Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
- Образец комплекта тем итогового сочинения
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
- Организация ИС
- Правила заполнения бланков
- RON_04-303_21.09.2023
- Об утверждении порядка проведения и проверки ИС
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.08.2023 №814 «Об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях на территории Ростовской области»
Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально. Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Итоговое сочинение: вопросы и ответы
Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)? При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.
На скольких произведениях нужно строить рассуждение? В Критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
Что собой представляют темы итогового сочинения? Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Итоговое сочинение — это сочинение по литературе? Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По Критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»? Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:
Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации? Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.
- Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
- Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».
- Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет? Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения? Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.
Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)? Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества? В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В Критерии №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».
О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).
Памятка для выпускников «Алгоритм написания сочинения»
- Выберите тему сочинения – о чем вы будете писать.
2. Выделите ключевые слова, соответствующие теме, – это поможет вам сформулировать идею и тезисы.
3. Сформулируйте главную мысль сочинения. Подумайте над тезисами, которые ее раскрывают.
4. Составьте план – это основа сочинения.
5. К пунктам плана подберите литературный материал – одно или несколько произведений.
6. Напишите черновой вариант сочинения – следите за развитием мысли, не забывайте делить текст на абзацы, придерживайтесь плана.
7. Напишите вступление к сочинению – используйте ключевые слова, обозначьте проблему.
8. Проверьте, сформулирован ли в заключении вывод – вывод не должен противоречить идее сочинения, соответствовать теме и подтверждаться аргументами.
9. Посчитайте количество слов в сочинении – их должно быть не менее 250.
10. Прочитайте сочинение полностью – проследите логику развития мысли, проверьте наличие всех композиционных частей, избавьтесь от повторов.
11. Сделайте двухминутный перерыв – закройте глаза, дышите глубоко, постарайтесь расслабиться.
12. Проверьте сочинение на грамотность – проконтролируйте соблюдение языковых норм, исправьте ошибки, если они есть.
13. Перепишите сочинение на чистовик.
Памятка для выпускников «Как работать над итоговым сочинением»
- Уделите время выбору темы. Убедитесь, что вы:
- понимаете тему;
- хотите рассуждать на эту тему;
- знаете, какие аргументы привести;
- представляете, какой литературный материал использовать.
- Проведите мозговой штурм:
- сформулируйте основную мысль;
- выделите тезисы;
- отберите литературный материал;
- обозначьте вывод, к которому хотите привести рассуждение.
- Составьте подробный план.
- Проверьте работу:
- отдохните перед проверкой;
- прочитайте текст с конца;
- проследите развитие мысли по ключевым словам;
- исключите повторы;
- отбросьте лишнее;
- посчитайте слова;
- убедитесь, что не сделали фактических ошибок.