МАОУ "Лицей № 33" имеет давнюю и богатую традициями историю.
К началу 20 века бурно развивающаяся промышленность России требовала специалистов, хорошо знающих математику, физику, химию. Нуждался в них и Ростов. В 1914 года здание на углу Николаевского переулка (ныне Семашко) и улицы Скобелевской (сейчас Красноармейская), принадлежавшее скульптору, художнику и графику Ивану Трофименко, было приобретено Городской Думой, и с 1914 года здесь разместилось городское реальное училище. В училище на полном пансионе жили 140 мальчиков. Первым директором стал прибывший из Таганрога Пётр Михайлович Анощенко.
В 1918г. в помещении школы была открыта женская гимназия Котляровой и Сенник. В ней занимались 190 девочек.
С января 1920 года в этом здании размещалась трудовая школа № 4, потом № 24. Во вторую смену занималась школа телефонии. В 1923 году в школе было организовано совместное обучение мальчиков и девочек.
В 1936 году школе был присвоен № 33.
В 1962 году открывается первый математический класс.
В 70-е годы к старому зданию добавляется пристройка, улучшается оснащение школы.
В 2002 году, успешно пройдя аттестацию, школа получила более высокий статус – лицей № 33 «Физико-математический».
В 2006 году лицей стал победителем национального проекта «Образование».
В 2010 году лицею было присвоено имя Ростовского полка народного ополчения.
В 2011 - 2012 годах в лицее был проведен капитальный ремонт.
В 2014 году лицей отметил 100-летний юбилей
В 2017 году образовательное учреждение МАОУ "Лицей № 33" реорганизовано путём присоединения дошкольного уровня в составе 4-х возрастных групп.
Лицей сегодня.
Сегодня лицей № 33 «Физико-математический» продолжает традиции, заложенные ещё в начале 20 века. В соответствии с профилем в лицее особое внимание уделяется математике, физике, информатике, предметам естественно-научного цикла. Углублённо изучаются физика и математика.
Лицей – учебно-воспитательное учреждение, ориентированное на работу с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению, обеспечивающее образование повышенного уровня, необходимое для творческого интеллектуального труда. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, является одним из главных направлений работы лицея. Научно-исследовательская деятельность лицеистов осуществляется в рамках реализации программы «Одаренные дети», главными проектами которой являются «Лицейское научное общество лицеистов», «Научно-практическая конференция обучающихся».
В работе традиционных научно-практических конференций принимают активное участие преподаватели и учащиеся лицея. Лицеисты под руководством опытных наставников исследуют поставленную перед ними проблему, представляя на конференции в виде доклада итог своей деятельности. В работе 10 – 11 секций принимают участие до 90 % обучающихся. Это даёт возможность детям заниматься исследовательской деятельностью, приобретать опыт публичных выступлений, позволяя в будущем добиваться высоких результатов на городских, областных и всероссийских конференциях.
Лицеисты ежегодно активно участвуют в работе секций ДАНЮИ.
Учащиеся становятся победителями и призёрами городских, областных, зональных этапов Всероссийской олимпиады школьников.
В лицее создаются условия для индивидуального развития ребёнка, воспитания личности гражданина, ориентированного на гуманистические ценности, способного к самореализации, самообразованию, к самостоятельному выбору жизненного пути. В лицее действует детская республика «Созвездие», высшим органом которой является Молодёжный совет. Лицеисты активно участвуют в реализации социальных проектов, направленных на решение проблем местного сообщества. Главный итог работы по проектам – это не только конкретные дела, но, прежде всего, изменение самосознания участников проекта, развитие чувства ответственности за окружающий мир и людей, живущих рядом.
Таким образом, образовательный и воспитательный процесс лицея направлены на выполнение основной миссии – через развитие ключевых компетенций способствовать развитию креативной личности гражданина России, обладающего высококультурным и физико-математическим мышлением.